Резкость фотографий

В первом моем уроке мы разобрались с тем, что нужно знать, чтобы ваши фотографии были грамотно проэкспонированы, т.е. прорисованы светом без “пересветов” и “недосветов”. В этом уроке я собираюсь рассмотреть второй признак качества любительских фотографий – это резкость снимаемых вами объектов.

В любой современной цифровой камере резкость снимаемых вами объектов обеспечивает автофокус. Достаточно навести ваш аппарат на объект съемки, нажать на половину кнопку спуска затвора и дождаться звукового сигнала или прекращения мигания светодиода, указывающих, что фокусировка закончена. Все за вас сделает ваш “фотик”: и правильно проэкспонирует, и обеспечит точную фокусировку. Но на самом деле все не так уж просто.

Понравится вам, например, портрет вашей любимой девушки, если, помимо её милого лица, резким будит все, на фоне чего вы ее “сфоткали”: деревья, дома или что-то другое? Я думаю, что если её лицо выделить за счет нерезкости (смазанности) фона, то портрет в своей выразительности только выиграет, как на прилагаемом снимке.

А вот пейзаж, который вы решили увековечить, наверняка, должен быть резким во всех его подробностях. Для этого в любительских камерах есть специальные режимы, позволяющие “как надо” снять пейзаж, портрет, произвести грамотно макросъёмку и т.п.

В фототерминологии существует понятие “ГРИП” (границы резко изображаемого пространства). Вот эти вышеназванные режимы съёмки и решают, какой ГРИП в том или ином случаи использовать. Я не собираюсь морочить вам голову массой схем и формул, объясняющих, как формируется при съёмке это “резко изображаемое пространство”, а попытаюсь всё “объяснить на пальцах”.

Свет от объекта съёмки проходит через объектив камеры и фокусируется на определённом расстоянии от него в так называемой фокальной плоскости. Именно в этой плоскости и размещается матрица нашего фотоаппарата. Расстояние от центра объектива до матрицы определяется, как фокусное расстояние. В случае правильной фокусировки, свет от любой точки снимаемого объекта формирует в фокальной плоскости, т.е. на матрице, точку. Если предмет не в фокусе, эта точка на матрице превращается в кружочек. И чем больше разфокусировка, тем больше этот кружочек. До тех пор пока мы воспринимаем такой кружочек за точку, снимаемый объект будет восприниматься нами как резкий. Все объекты, находящиеся перед или за снимаемым объектом, будут в зоне резкости, пока свет от них формирует на матрице нашего аппарата кружочки, воспринимаемые нашими глазами как точки. Область, включающая эти объекты, и будет так называемым ГРИП-ом.

В связи с этим, при съемке тех или иных объектов надо усвоить следующее:

· Чем больше мы диафрагмируем объектив, т.е. уменьшаем действующее отверстие объектива, тем больше величина ГРИП. Кроме того, что с уменьшением действующего отверстия объектива мы повышаем его разрешающую способность, т.е. детализацию объекта съёмки. Однако не переусердствуйте – при очень малом отверстии объектива разрешающая способность падает.

· Наибольшие значения разрешающей способности объектива и резкости изображения наблюдаются при диафрагме 8 или 11.

· Чем ближе фотоаппарат к снимаемому объекту, тем меньше ГРИП;

· Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше глубина резкости, при прочих равных условиях.

· Область резкости перед снимаемым объектом всегда меньше области резкости за ним.

Эти истины я доношу для тех, кто имеет фотоаппарат с возможностями ручной настройки при съемки, и для тех, кто в силу, как у нас сейчас модно говорить, “креативного” мышления, будет сам решать, что на будущем снимке будет резким, а что нет.

Еще несколько слов о так называемом гиперфокальном расстоянии (ГФР). Представьте себе, что вы снимаете любимую девушку на фоне красивого пейзажа и желаете, чтобы на снимке все было резким: и ваша любимая, и пейзаж. Для этого вам нужно сфокусировать ваш аппарат на ГФР, т.е. на расстоянии, которое обеспечит максимальную резкость от половины этого расстояния и до бесконечности. Таким образом, если расстояние до вашей девушки соответствует ГФР, а аппарат вы фокусируете на её милом лице, то все, что находится на половине расстояния от вас до девушки и до бесконечности, будет резким.

ГФР зависит от нескольких переменных, а именно: от типа камеры, фокусного расстояния, диафрагмы и от расстояния, на которое вы сфокусировали ваш аппарат. На ГФР также влияет размер будущего фотоотпечатка и расстояние, с которого вы этот снимок будете лицезреть. Так что расчет ГФР довольно сложен, но выход, тем не менее, есть. По ссылке (http://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials/hyperfocal-distance.htm) вы найдете калькулятор для определения ГФР. Правда, его автор не рекомендует применять результат расчёта буквально, а использовать его в качестве ориентировочного.

В этом и предыдущем уроках я рассмотрел два фактора, определяющих техническое качество фотографии: экспозицию и резкость снимка. Обе эти позиции взаимосвязаны. Пока вы  снимаете в авторежиме или используете рассмотренные выше режимы съёмки, аппарат частично или полностью решает за вас, какую диафрагму или выдержку, а то, и то и другое, нужно использовать при съёмке в каждом конкретном случае. При этом учитывается, в каком режиме работает матрица вашего аппарата, т.е. задано ли фиксированное значение чувствительности матрицы, или аппарат её выбирает автоматически  в определенных границах. Если же вы, работая в ручном режиме, задали фиксированные значения её чувствительности (например, 100 ISO) и диафрагмы, то аппарат рассчитает выдержку, которая обеспечит правильную экспозицию будущему снимку. Однако, в случае пониженной освещенности и высокого значения выставленной диафрагмы (например, 8,0), вы можете получить нерезкий снимок из-за выбранной аппаратом длительной выдержки (из-за дрожания ручонок). В таком случае вам надо решать, как уменьшить выдержку: повысить ли чувствительность матрицы, рискуя увеличить цифровой шум на снимке, или уменьшить значение диафрагмы, уменьшая тем самым глубину резкости снимка.

Таким образом, за резкость снимаемого вами объекта на снимке, отвечает не только автофокус, вашего аппарата, но и правильно выбранное сочетание трех параметров съёмки: диафрагмы, выдержки и чувствительности матрицы.

В Мой Мир
0


Прокомментировать

Я не робот.

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Избранное Больше