Резкость фотографий

В первом моем уроке мы разобрались с тем, что нужно знать, чтобы ваши фотографии были грамотно проэкспонированы, т.е. прорисованы светом без “пересветов” и “недосветов”. В этом уроке я собираюсь рассмотреть второй признак качества любительских фотографий – это резкость снимаемых вами объектов.

В любой современной цифровой камере резкость снимаемых вами объектов обеспечивает автофокус. Достаточно навести ваш аппарат на объект съемки, нажать на половину кнопку спуска затвора и дождаться звукового сигнала или прекращения мигания светодиода, указывающих, что фокусировка закончена. Все за вас сделает ваш “фотик”: и правильно проэкспонирует, и обеспечит точную фокусировку. Но на самом деле все не так уж просто.

Понравится вам, например, портрет вашей любимой девушки, если, помимо её милого лица, резким будит все, на фоне чего вы ее “сфоткали”: деревья, дома или что-то другое? Я думаю, что если её лицо выделить за счет нерезкости (смазанности) фона, то портрет в своей выразительности только выиграет, как на прилагаемом снимке.

А вот пейзаж, который вы решили увековечить, наверняка, должен быть резким во всех его подробностях. Для этого в любительских камерах есть специальные режимы, позволяющие “как надо” снять пейзаж, портрет, произвести грамотно макросъёмку и т.п.

В фототерминологии существует понятие “ГРИП” (границы резко изображаемого пространства). Вот эти вышеназванные режимы съёмки и решают, какой ГРИП в том или ином случаи использовать. Я не собираюсь морочить вам голову массой схем и формул, объясняющих, как формируется при съёмке это “резко изображаемое пространство”, а попытаюсь всё “объяснить на пальцах”.

Свет от объекта съёмки проходит через объектив камеры и фокусируется на определённом расстоянии от него в так называемой фокальной плоскости. Именно в этой плоскости и размещается матрица нашего фотоаппарата. Расстояние от центра объектива до матрицы определяется, как фокусное расстояние. В случае правильной фокусировки, свет от любой точки снимаемого объекта формирует в фокальной плоскости, т.е. на матрице, точку. Если предмет не в фокусе, эта точка на матрице превращается в кружочек. И чем больше разфокусировка, тем больше этот кружочек. До тех пор пока мы воспринимаем такой кружочек за точку, снимаемый объект будет восприниматься нами как резкий. Все объекты, находящиеся перед или за снимаемым объектом, будут в зоне резкости, пока свет от них формирует на матрице нашего аппарата кружочки, воспринимаемые нашими глазами как точки. Область, включающая эти объекты, и будет так называемым ГРИП-ом.

В связи с этим, при съемке тех или иных объектов надо усвоить следующее:

· Чем больше мы диафрагмируем объектив, т.е. уменьшаем действующее отверстие объектива, тем больше величина ГРИП. Кроме того, что с уменьшением действующего отверстия объектива мы повышаем его разрешающую способность, т.е. детализацию объекта съёмки. Однако не переусердствуйте – при очень малом отверстии объектива разрешающая способность падает.

· Наибольшие значения разрешающей способности объектива и резкости изображения наблюдаются при диафрагме 8 или 11.

· Чем ближе фотоаппарат к снимаемому объекту, тем меньше ГРИП;

· Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше глубина резкости, при прочих равных условиях.

· Область резкости перед снимаемым объектом всегда меньше области резкости за ним.

Эти истины я доношу для тех, кто имеет фотоаппарат с возможностями ручной настройки при съемки, и для тех, кто в силу, как у нас сейчас модно говорить, “креативного” мышления, будет сам решать, что на будущем снимке будет резким, а что нет.

Еще несколько слов о так называемом гиперфокальном расстоянии (ГФР). Представьте себе, что вы снимаете любимую девушку на фоне красивого пейзажа и желаете, чтобы на снимке все было резким: и ваша любимая, и пейзаж. Для этого вам нужно сфокусировать ваш аппарат на ГФР, т.е. на расстоянии, которое обеспечит максимальную резкость от половины этого расстояния и до бесконечности. Таким образом, если расстояние до вашей девушки соответствует ГФР, а аппарат вы фокусируете на её милом лице, то все, что находится на половине расстояния от вас до девушки и до бесконечности, будет резким.

ГФР зависит от нескольких переменных, а именно: от типа камеры, фокусного расстояния, диафрагмы и от расстояния, на которое вы сфокусировали ваш аппарат. На ГФР также влияет размер будущего фотоотпечатка и расстояние, с которого вы этот снимок будете лицезреть. Так что расчет ГФР довольно сложен, но выход, тем не менее, есть. По ссылке (http://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials/hyperfocal-distance.htm) вы найдете калькулятор для определения ГФР. Правда, его автор не рекомендует применять результат расчёта буквально, а использовать его в качестве ориентировочного.

В этом и предыдущем уроках я рассмотрел два фактора, определяющих техническое качество фотографии: экспозицию и резкость снимка. Обе эти позиции взаимосвязаны. Пока вы  снимаете в авторежиме или используете рассмотренные выше режимы съёмки, аппарат частично или полностью решает за вас, какую диафрагму или выдержку, а то, и то и другое, нужно использовать при съёмке в каждом конкретном случае. При этом учитывается, в каком режиме работает матрица вашего аппарата, т.е. задано ли фиксированное значение чувствительности матрицы, или аппарат её выбирает автоматически  в определенных границах. Если же вы, работая в ручном режиме, задали фиксированные значения её чувствительности (например, 100 ISO) и диафрагмы, то аппарат рассчитает выдержку, которая обеспечит правильную экспозицию будущему снимку. Однако, в случае пониженной освещенности и высокого значения выставленной диафрагмы (например, 8,0), вы можете получить нерезкий снимок из-за выбранной аппаратом длительной выдержки (из-за дрожания ручонок). В таком случае вам надо решать, как уменьшить выдержку: повысить ли чувствительность матрицы, рискуя увеличить цифровой шум на снимке, или уменьшить значение диафрагмы, уменьшая тем самым глубину резкости снимка.

Таким образом, за резкость снимаемого вами объекта на снимке, отвечает не только автофокус, вашего аппарата, но и правильно выбранное сочетание трех параметров съёмки: диафрагмы, выдержки и чувствительности матрицы.

Стыдно за Россию

Запад  опять бомбит, а мы… опять сожалеем.  Стыдно за Россию, которая опять предала свои собственные принципы.  Как можно кричать, что мы великая держава и стыдливо “ложиться ” под  Запад? Неужели не понятно, что Америка, наработав новое в своём оружейном арсенале, ищет возможности его проверки в боевых условиях? Неужели не понятно, что “Золотой миллиард” радеет не о гражданском населении Ливии, а тянется к ливийской нефти, чтобы продолжать жиреть за счет полуголодного существования третьего мира? Неужели не понятно, что может дойти очередь и до нас? Почему бы Западу не заступиться за угнетенные народы Кавказа  или мусульман Поволжья?  Почему бы не потребовать от России  отдать  часть своей территории Японии, пострадавшей от землетрясения?

Примакову хватило гордости и самоуважения повернуть самолет над  Атлантикой обратно в  то время, когда Россия были почти трупом. Сейчас мы сильнее, над нами ещё не прохудившийся ядерный зонтик, а мы, как Саркози, подобострастно виляем хвостом перед надутой ничего не стоящими долларами Америки.  Ведь наша принципиальная позиция в конфликте с Грузией показала, что мы нужны Западу больше, чем они нам. Сколько было злобного  лая с его стороны, а чем этот лай кончился? И, по-моему, надо поменьше доверять всяким и разным “перезагрузкам” в отношениях с  США. Политика этой державы определяется не её президентом, а бизнес-элитой, вросшейся во все властные структуры страны. Она не мизантропствует.  “Насаждение” демократии во всём мире – это прикрытие её неуёмной жажды господства над миром.  А нынешний президент  Америки –  всего лишь смешная лопоухая марионетка в  её руках.

Вопросы к Родине моей.

Я испытываю  радость при любом успехе моей страны, будь то победы в спорте, достижения в технике, искусстве и других сферах ее жизни.  И могу всеми, самыми грязными словами ругать ее при провалах, при диких и трудно объяснимых поступках наших людей, позорящих ее, ещё недавно великую державу. Чем объяснить такое мое отношение к стране, в которой я живу? Не знаю. Может быть, так за нее переживают большинство моих сограждан, проживших большую часть жизни в СССР?

Наверное, это плоды  моего послевоенного детства, плоды того воспитания, пропитанного героикой первых пятилеток и четырех лет Отечественной войны. Вот дарственная надпись на титульной страницы книги, которую подарил мне на день рождения мой любимый дядя Ника.

На добрую и долгую память  Володе Кадыкову от дяди Ники. Будь таким для Родины, как главные герои этого романа. Н. Брусникин.    5 января 1952 года.

А сейчас дарят книги такого содержания и с такими же пожеланиями 12-13 летним подросткам? И вообще, котируются ли в наше время книги, как подарки?  Если – да, то, по-моему, в очень редких случаях. Почему мы в детстве хотели быть моряками, летчиками, военными, пожарными, а нынешние подростки  – бизнесменами? Почему каждый второй молодой человек в нашей стране – менеджер, а не инженер или ученый?  Почему наши институты превратились в склады или центры по продаже мебели и другого бытового хлама? Почему мы читали взахлеб “Туманность Андромеды”,  а сейчас читают – так называемые “фентези”?

Какая у нашей страны цель? Какими идеалами своего движения вперед она руководствуется? Когда В.Путина спросили о нашей национальной идее, он ответил  примерно так: “Чтобы все жили хорошо”. Но разве сытно “жрать” и  носить одежду от Кутюр может быть национальной идеей страны, которая всего несколько десятилетий назад  мечтала о Коммунизме? И на память приходит вопрошающий Н.В. Гоголь:

“Русь, куда ж несёшься ты?  Дай ответ. Не даёт ответа…”.

А действительно, куда мы несёмся?

Ох уж эти мушкетёры!

Этот рисунок подарил мне внук Никита на мой 70-летний юбилей. На нём я с фотоаппаратом на груди стою рядом с мушкетерами. Мои уговоры внука почитать “Трех мушкетеров” А. Дюма не прошли даром – мою любовь к этим мужикам он и выразил на своём рисунке.

Ещё в юности мушкетеры стали моими любимыми героями. Книгу о них я перечитывал несколько раз, и не только пацаном, когда романтика приключений и подвигов находит наибольший отклик в молодой  душе.  Любимыми они остались и в зрелом возрасте, когда накопленный жизненный опыт, с синяками и шишками, разочарованиями и маленькими победами позволял уже с большей трезвостью оценить себя, свое место  в этом мире и более трезво взглянуть на свои юношеские  пристрастия.

Может возникнуть вопрос, а почему моими героями не стали Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Александр Матросов, которые были всамделишными и из моего времени? Стремление быть похожими на них, безусловно, было. Недаром, после просмотра фильма “Лично известен”, где Тер-Петросяна (Камо) пытают раскаленным железом, я проверял и себя на способность выдержать эту пытку, прикладывая раскаленные щипцы к обнаженной руке под контролем сокурсниц, наблюдавших как расширяются от боли зрачки моих глаз и вдыхавших легкий запах горелого мяса. Дело было в химической лаборатории института, где я учился. В память об этом  на моей руке и сейчас проступают три едва заметные светлых полоски, по числу  ”проверок на вшивость”.

Но этих сегодняшних героев отличало отсутствие какого-то искрящегося романтизма, куража подвигов и легкого отношении к жизни и смерти. Все они были до предела идеолгизированы и фанатичны в своем патриотизме и служении идее. Герои же Дюма удивительно жизнелюбивы при всей своей неудержимости идти на риск, не боясь  при этом возможной смерти. Главное же, что больше всего восхищало меня в мушкетерах, так это их благородство, и не только в отношении друзей, но и врагов. (далее…)

Кусково. Масленичные игры.

Часто летом, проходя мимо площадки для настольного тениса в Кусковском парке,  я почти не реагировал на атмосферу, царившую там: ну играют и… пусть себе играют. А вчера оказавшись на этой площадке, получил большое удовольствие. Столов 15-20 были все заняты, играли и стар и млад. Атмосфера кругом в сочетании с морозным воздухом и чуть-чуть весенним солнышком была какой-то удивительно праздничной и здоровой.

И я вспомнил, как года два назад оказался на масленичной неделе на Васильевском спуске, у храма Василия Блаженного. Мрачная погода, грязная булыжная мостовая, длинные очереди за блинами (два блина на бумажной тарелке не шли ни в какое сравнение с горой блинов, какая красовалась на мамином столе в те далекие 50-60 годы того века) не настраивали на желание шутить, хулиганить и водить хороводы. Слава богу, что их не водили, а то бы эта искусственная атмосфера праздника и былых, но утерянных традиций, только бы усилила желание по-быстрей вернуться домой. Вот единственный снимок, который я тогда сделал. По-моему, он вписывается в ту атмосферу “праздника”, которая меня тогда окружала. Ну да ладно.

А здесь, в Кусковском парке, даже водочка, прозрачная как слеза, стоящая  на столе рядом с азартной игрой, только поднимала настроение, и не только от предложения моих сверсников   выпить с ними, но и от способности нас,  русских,  порой сочетать несочитаемой.  Жаль, что не успел сделать снимок, когда игроки “подкачивались” энергией от “Слезы”.  Ну, уж что получилось.

Старая фотография (отцы и деды смотрят на нас).

В 1939 году моя крестная мама отдыхала в Кисловодске и привезла  от туда полтора  десятка коллективных фотографий (вполне возможно, что их было  больше). Этот снимок  – один из них. Я его помню с детства, но только сейчас он, да и другие фото из той серии,  по-настоящему привлекли моё внимание.

Снимки сделаны в Кисловодске, Железноводске и Пятигорске. Я могу понять, когда такие коллективные снимки делают в разные дни отдыха. Но, когда группа из 40 человек посещает Пятигорск  и в течение одного дня  семь раз позирует фотографу в разных достопримечательных местах, это нечто.  Почему я этому удивляюсь? Просто я представляю, как бы прореагировали сейчас наши отдыхающие на предложение вот так сняться  семь раз в течение однодневной экскурсии (включая, дорогу из Кисловодска в Пятигорск и обратно). А наши отцы и деды фотографировались и, судя по их лицам, без особого напряжения. Они умели работать – менее чем за 20 лет они “сделали” нашу страну, и умели отдыхать, без спешки и суеты при скудости развлечений, которые им могло предложить то трудное время.  А мы, к сожалению, сейчас больше думаем о развлечениях, уже 20 лет разваливая страну, которую они для нас сделали.

В альбоме “Как хочется туда” я уже прокомментировал этот снимок. Тем не менее, не могу удержаться, чтобы не написать  еще несколько слов. Я упомянул  выше о лицах на этом снимке. Они привораживают.  Скорее всего, ни одного из этих людей уже нет в живых. Но на снимке они живут, они смотрят из того времени со своими мыслями, заботами, улыбками и связывают нас с собой какими-то невидимыми узами. Что это за узы? Может быть они в понимании быстротечности нашей жизни? Вот ведь, жили  люди:  любили, ссорились, рожали детей, работали,  строили дома и … ушли, оставив на память нам свои образы.  Так же будет и с нами. И мы будем жить в старых фотографиях, и будить,  наверное, у пришедших нам на смену, такие же чувства.

Крепкого Вам здоровья, Михаил Сергеевич!

Несколько слов по поводу юбилея  М.С. Горбачева. Я не знаю, что он за человек по жизни,  и что руководило им в последние годы существования СССР. Телевизионный образ  чаще всего  далек от истинного. Как говорил ёжик в современной пословице:  ”Внешность  обманчива ….”.  Поэтому право трезво оценить Михаила Сергеевича и его роль в событиях 20-летней давности надо предоставить тем, кто будет жить несколько позже, когда страна “найдет себя”, т.е. поймет, какое её место в современном мире и куда ей идти дальше, а это без четко сформулированной национальной идеи и идеологии развития у нас, по-моему, не получится.

Мне в деятельности М.Горбачева не понятно следующее:

  • Как человек, долго варившийся в партийном котле и решивший  перестроить страну не создал команду  единомышленников, готовых идти за ним в огонь и вводу?
  • Как человек, обладавший громадными полномочиями, не подключил для разработки плана перестройки страны нашу научную элиту, а делал все непродуманно, по принципу: “Главное ввязаться в драку…”?
  • Как он мог оставить в своих соратниках Ельцина, лицемерие и жажда власти у которого проявлялась не только в его действиях, но и на его злой физиономии?
  • Как человек, за которым стояла громадная страна, уступил маленькой группе заговорщиков из Беловежской пущи, а не действовал  по принципу: “Надо драться, так дерись”?

И сейчас, глядя на Михаила Сергеевича по телевизору, мне порой становиться его жалко.  Видя “плоды трудов своих”, он наверняка болезненно переживает события тех дней, особенно, когда остается один. И эти горькие переживания не смягчают  ни дифирамбы, льющиеся с Запада, ни Нобелевская премия мира, ни нынешние приветствия тех, кто вчера бросал в него камни. Остаётся быть мужиком, и в большей мере, чем тогда,  в девяносто первом.

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Избранное Больше